При создании новых стандартов для школы Российской академией наук найдены коррупционные риски

Российская академия наук рекомендует Министерству образования и науки создать единую площадку для общественного обсуждения новой версии федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для общей школы.

Ростов-на-Дону, 29 Марта. /Cod61.ru/ Как считают в Российской академии наук, подготовка нового образовательного стандарта в ее нынешнем виде грозит конфликтом интересов и снижает эффективность образования. Академики предлагают Минобрнауки сделать работу над стандартами более прозрачной, чтобы избежать конфликта интересов и коррупционных рисков при подготовке ФГОС.

«В настоящее время сложилась такая ситуация, при которой примерно 90% авторов учебников задействованы в подготовке ФГОС, что создает возможность конфликта интересов, повышает коррупционные риски и снижает эффективность образования», — указывает Балега. Он подчеркивает, что созданы условия, при которых экспертиза может быть использована для конкурентной борьбы и дискриминации конкурирующих научных школ.

В качестве печальных примеров он приводит исключенные из федерального перечня учебники по математике Людмилы Петерсон и Наума Виленкина, пособие по системе развивающего развития Леонида Занкова и учебник по русскому языку Светланы Львовой.

РАН отсекли от участия в экспертизе учебников, а мы бы хотели, чтобы все стороны могли максимально участвовать в этой работе, пояснил РБК Балега причины написания письма.

Ранее глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что должны быть созданы базовые линейки школьных пособий, в которых количество учебников по одному предмету должно быть сокращено до двух-четырех. Сейчас в федеральном российском перечне 1377 учебников, включая 82 по русскому языку, 81 — по литературе и столько же по английскому.

Балега предлагает установить требования и «контроль независимости групп экспертов», которые участвуют при подготовке учебников и ФГОС, ввести антикоррупционные процедуры для борьбы с лоббированием издательствами своих коммерческих интересов, создать независимый совет, который будет разрешать споры экспертов в случае возникновения разногласий. Работу по отбору лучших учебников он предлагает сделать постоянной. Это должно повысить качество образовательного процесса, поскольку учебники необходимо систематически обновлять с учетом научных открытий, пояснил РБК Балега. «РАН считает, что реализация данного комплекса мер позволит систематизировать всю учебную литературу и улучшить ее качество», — делает вывод академик в письме.

В Минобрнауки РБК сообщили, что пока не получили письма от РАН.

Около 500 учителей литературы, методистов и преподавателей вузов 19 марта выступили с критикой предложенных Минобрнауки ФГОС. Гильдия словесников (основанная несколько лет назад ассоциация филологов) потребовала отказаться от жесткого распределения художественных произведений по годам обучения и невариативного списка литературы. Против ФГОС в текущей редакции выступил и ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

В Минобрнауки проекты ФГОС обсудили 21 марта. На заседании Васильева заметила, что новая редакция ФГОС стала результатом большой работы. Министр пояснила, что в процессе доработки действующих ФГОС не менялась общая концепция стандартов, сохранена структура и совокупность требований к результатам реализации основных образовательных программ. По итогам голосования был принят ФГОС для начального образования (1–4 классы). Проект ФГОС основного общего образования (5–9 класс) будет доработан. Предложения о доработке будут внесены до 28 марта, указано на сайте Минобрнауки.​

Источник: rbc.ru

Популярное
Городские события
Спорт
Происшествия